Прототипом
этого первого советского танка послужил легкий французский "Рено
FT-17", захваченный в марте 1919 года подразделениями 2-й Украинской
советской дивизии в бою с войсками генерала Деникина. Машину отправили в Москву
в качестве подарка В.И. Ленину, который дал указание организовать на ее базе
производство аналогичной советской техники.
Осенью
1919 года трофейный "Рено FT-17" был отправлен на Сормовский завод.
Коллектив конструкторов технического бюро за сравнительно короткое время - с
сентября по декабрь 1919 года - разработал чертежи новой машины. При
изготовлении танка сормовичи кооперировались с другими предприятиями страны.
Так, Ижорский завод поставлял броневые катаные листы, а Московский завод АМО -
двигатели. Несмотря на многие трудности, через восемь месяцев с начала
организации призводства (31 августа 1920 год) первый советский танк покинул
сборочный цех. Он получил название "Борец за свободу товарищ Ленин".
С 13 по 21 ноября танк выполнил официальную программу испытаний.
В
машине сохранена компоновочная схема прототипа. впереди располагалось отделение
управления, в центре - боевое, в корме - моторно - трансмиссионное. При этом с
места механика - водителя и командира - стрелка, составляющих экипаж,
обеспечивался хороший обзор местности, кроме того, непростреливаемое
пространство в направлении движения танка было небольшим. Корпус и башня были
каркасными, бонирование - противопульным. Броневые листы лобовых поверхностей
корпуса и башни были наклонены под большими углами к вертикали, что повышало их
защитные свойства и соединены заклепками.
В
лобовом листе башни в маске устанавливалась 37-мм танковая пушка с плечевым
упором или 18-мм пулемет. Некоторые машины имели смешанное (пушечно-пулеметное)
вооружение. Боекомплект с пушечным вооружением состоял из 250 унитарных
артиллерийских выстрелов. В качестве приборов наблюдения применялись смотровые
щели. средств внешней связи не было
На
танке устанавливался 4-цилиндровый карбюраторный однорядный автомобильный
двигатель жидкостного охлаждения мощностью 34 л.с, позволяющий танку двигаться
со скоростью до 8,5 км/ч. В корпусе он располагался продольно и был направлен
маховиком в сторону носовой части. Механическая трансмиссия состояла из
конического главного фрикциона сухого трения (сталь по коже), 4-ступенчатой
коробки передач, бортовых фрикционов с ленточными тормозами (механизмов
поворота) и 2-ступенчатых бортовых передач. Механизмы поворота обеспечивали
выполнение этого маневра с минимальным радиусом, равным ширине колеи машины
(1,41 м).
Гусеничный
движитель (применительно к каждому борту) состоял из крупнозвенчатой гусеничной
ленты цевочного зацепления, 9 опорных и 7 поддерживающих катков, направляющего
колеса с винтовым механизмом натяжения гусеницы, ведущего колеса заднего располжения.
Поддерживающие катки (кроме заднего) подрессорены винтовой спиральной пружиной.
Подвеска блансирная. В качестве ее упругих элементов использовались листовые
полуэллиптические рессоры, прикрытые броневыми листами. Танк имел хорошую
опорную и профильную проходимость. Для увеличения профильной при преодолении
рвов и эскарпов в его кормовой части был установлен съемный кронштейн
("хвост"). Машина преодолевала рвы шириной до 1,8 метра и эскарп
высотой 0,6 м, могла пересекать вброд водные преграды глубиной до 0,7 м и
валить деревья толщиной до 0,2 - 0,25 м, не опрокидывалась на подъемах до 38
градусов и при кренах до 28 градусов.
Электрооборудование
однопроводное, напряжение бортовой сети 6В. Система зажигания - от магнето.
Пуск двигателя производился из боевого отделения с помощью специальной рукоятки
и цепной передачи или снаружи с помощью пусковой рукоятки.
По своим ТТХ танк КС не уступал прототипу, а по максимальной скорости и
бронированию крыши превосходил его. В последующем были изготовлены еще 14 таких
танков, некоторые из них получили наименования: "Парижская коммуна",
"Пролетариат", "Буря", "Победа", "Красный
боец", "Илья Муромец". Первые советские танки принимали участие
в боях на фронтах гражданской войны. В самом ее конце производство машин из-за
экономических и технических трудностей было прекращено.
|