M84 — основной боевой танк Югославии 1980-х годов. Является модернизированным вариантом советского танка Т-72. За время серийного выпуска в 1983—1991 годах выпущено около 700 единиц. M84 широко использовался во многих войнах в период 1990-х годов. По состоянию на 2007
год, M84 всё ещё в больших количествах состоит на вооружении возникших
после распада Югославии стран и Кувейта, кроме того, продолжаются
разработки с целью дальнейшей модернизации танка. В 1983 г. в Югославии началось производство танка,
получившего название М-84, а начиная с 1984 г,. он стал поступать на
оснащение Вооруженных Сил СФРЮ. Танк М-84 был разработан как вариант
модернизации танка Т-72, лицензия на производство которого была
закуплена ранее в СССР. Кроме Югославии, подобная лицензия на
производство самого массового танка современности была у Польши и
Чехословакии. Модернизация танков в этих странах шла в рамках
Варшавского Договора и являлась прерогативой разработчика танка, т. е.
КБ "Уралвагонзавода", с целью стандартизации вооружений стран Договора. Лицензия на производство танка Т-72 была и у Индии, но
модернизированной этой стороной танк "Аджия" не явился чем-то новым в
мировом танкостроении, так как по ряду показателей и характеристик
уступал первоначальному варианту, танку Т-72. Наш интерес к югославскому
танку М-84 вызван техническими решениями югославских специалистов,
которые первыми начали некоторым образом кардинально изменять внешний
облик танка Т-72, за счет чего танк приобрел новые технические
очертания, значительно расширившие его тактико-технические
характеристики. Боевой вес танка М-84 на начало серийного производства
составлял 41 т, но в ходе дальнейших мероприятий модернизации по
улучшению защищенности и живучести он достиг 44 т. Следует заметить, что и мощность многотопливного V-образного
двенадцатицилиндрового двигателя В-46, на танке М-84 А, возросла с 780
л.с. до 1000 л. с., что, несмотря на увеличение массы машины, привело к
возрастанию удельной мощности, а стало быть, к улучшению подвижности
машины, ее маршевых возможностей. Увеличение мощности двигателя было
достигнуто за счет установки на него двух турбокомпрессоров. Основным
вооружением танка является 125-мм. Гладкоствольная пушка 2А46 (начальная
скорость бронебойно-подкалиберного снаряда составляет 1785 м/с). В
качестве вспомогательного используется спаренный с пушкой 7,62-мм
пулемет ПКТ и зенитный пулемет НСВТ, калибром 12,7-мм. Боекомплект к
пушке составляет 42 снаряда, 3000 патронов к спаренному пулемету и 500 к
зенитному пулемету. Танк М-84 сохранил классическую компоновку с задним
расположением моторно-трансмиссионного отделения. В носовой части
корпуса по середине располагается механик-водитель, а в башне справа и
слева от пушки соответственно командир танка и наводчик. Заряжание пушки
автоматическое с использованием автомата заряжания (A3). В
механизированной боеукладке которого находится 22 выстрела для пушки.
Автомат заряжания выполнен по типу A3 танка Т-72, т. е. размещение
снарядов находится в нижней донной части корпуса танка, наименее
уязвимой в бою, т. к. пространство 70-80 см от земли, как правило,
закрывается маской местности и практически не подвержено поражению.
Распределение и номенклатура функций членов экипажа в целом
соответствует функциональной организации деятельности экипажа
отечественного танка Т-72. Основным отличием является абсолютно другой алгоритм работы наводчика
танка М-84 в сравнении с наводчиком танка Т-72. Это достигнуто
повышением уровня автоматизации подготовки прицельных исходных установок
для стрельбы, благодаря применению баллистического вычислителя с
датчиком топометеобаллистических параметров, что значительно упростило
функции наводчика при боевой работе. На танке установлена новая система
управления огнем (СУО), разработанная и изготовленная в Югославии и
получившая название SUV М-84. Она представляет собой современную и более
развитую систему чем у танка Т- 72. По оценке наших специалистов
идеология построения СУО танка М-84 приближается к СУО современных
отечественных танков Т-64 и Т-80. В СУО реализован ряд оригинальных
технических решений, как, например, безгироскопный прицел с зеркалом,
стабилизированный в двух плоскостях, применение тахометрической системы
стабилизации прицела и пушки, использования для питания системы
управления статического напряжения. Основными режимами работы СУО танка
М-84 являются: подготовительный ("Электроника"), полуавтоматический и
стабилизации. Кроме указанных, в СУО реализуются режимы командирского
целеуказания и поворота башни механиком- водителем. В ее состав входят:
комбинированный дневной - ночной прицел - дальномер наводчика DNNS -2,
установленный вместо прицел-дальномера ТПД-1К и совмещающий функции
дневного и ночного, пассивного типа, прицелов с лазерным дальномером,
значительно меньший по внутренним габаритам, чем серийные дневной и
ночной прицелы, которые он заменяет; баллистический вычислитель, в
запоминающее устройство которого введены алгоритмы работы,
обеспечивающие автоматическую выработку углов прицеливания и упреждения,
преобразование координат с учетом крена, программы диагностики и
самоконтроля; пульт управления вычислителем, обеспечивающего выбор типа
боеприпаса, ручной или автоматический ввод дальности до цели, значений
продольного и бокового ветра, температуру воздуха и заряда, атмосферного
давления и изменения начальной скорости снаряда.
На панели пульта расположены два цифровых табло: на верхнем -
указывается значение введенной дальности, на нижнем - значение вводимого
данного в зависимости от положения переключателя ввода данных;
метеорологический датчик, установленный на передней части крыши башни по
ее оси в металлической трубе, из которой с помощью тросикового привода
поднимается в "рабочее" положение сам датчик, включающий в себя
полупроводниковые устройства, измеряющие скорость бокового и продольного
ветра, температуру воздуха и атмосферное давление. Дополнительно на
танке М-84 югославские специалисты установили новую систему ядерной,
химической и биологической защиты DRHT, вместо отечественной ГО-27, и
радиостанцию собственной разработки RD-9, взамен Р-123. Перископический
прицел-дальномер наводчика DNNS-2 содержит три канала, размещенные в
едином корпусе: оптический (дневной) прицельный канал с двумя
фиксированными кратностями увеличения Зх и 7х при углах поля зрения 20 и
9 град. соответственно; электронно-оптический, пассивный, прицельный
канал ночного видения, созданного на основе трехкамерного
электронно-оптического преобразователя второго поколения и имеющего при
увеличении изображения 8, 5 крат. угол поля зрения 5, 5 град.; канал
лазерного дальномера с диапазоном измерения дальности от 200 до 10000 м.
Входное окно головки этого прицела защищено броневым колпаком и
откидной бронекрышкой с ручным тросовым приводом. Применение прицела
наводчика, имеющего меньшие габариты и закрепляемого в башне жестко,
облегчило условия его монтажа в башне, снизило трудоемкость общей сборки
и улучшило эргономические показатели рабочего места наводчика в
процессе эксплуатации танка. На месте ночного прицела наводчика ТПН-3, танка Т-72, установлен
дополнительный однократный смотровой прибор. Оригинальным прибором СУО
М-84 является гироблок, размещенный на люльке пушки снизу. Он содержит
три гиротахометра, два из которых измеряют угловые скорости погрешности
стабилизации орудия в плоскостях вертикального и горизонтального
наведения, а третий - угловую скорость крена и два акселерометра,
измеряющих углы возвышения пушки и крена оси цапф. Гироблок разработан
югославскими инженерами и там же изготовлен. Комплекс приборов
наблюдения танка М-84 включает: комбинированный (дневного и ночного
видения) электронно-оптический прибор наблюдения DNKS-2 командира танка
(вместо ТКН-3); электронно-оптический прибор ночного видения PPV - 2
механика-водителя (вместо ТВНЕ-4 ПА); призменные приборы наблюдения
командира танка, наводчика и механика - водителя TNP-65/160/165/168.
Номенклатура призменных приборов танка М-84 и их установка (места
расположения, шахты, детали крепления) аналогичны танку Т-72.
Комбинированный прибор DNKS-2 предназначен для решения задач поиска,
обнаружения и опознавания целей командиром танка в дневных и ночных
условиях, выдачи целеуказания наводчику, корректировки результатов
стрельбы и измерения углов на местности. Прибор включает в себя:
бинокулярный оптический канал дневного видения в составе двух идентичных
симметрично расположенных оптических ветвей с увеличением 4, 9 крат и
углом поля зрения 10 град. каждая; электронно-оптический
псевдобинокулярный пассивный канал ночного видения, созданный на основе
ЭОП с микроканальной пластиной и с углом поля зрения 10 град.
Конструкция и электронно-оптическая схема прибора DNKS-2 по сравнению со
штатным советским прибором ТКН-3 М имеют ряд особенностей: изменение
положения визирной оси прибора в плоскости вертикальной наводки от -8
град. до +12 град. осуществляется за счет поворота головного зеркала, а
не за счет прокачки всего прибора (как в Т-72). Такое техническое
решение предпочтительнее с эргономической точки зрения, особенно в
условиях вибрационных и ударных нагрузок на командира танка, возникающих
при движении танка, а также позволяет увеличить диаметр объектива
канала ночного видения; в приборе используется ЭОП с равномерным
разрешением по поверхности фотокатода, что обеспечивает одинаковое
изображение по всему полю зрения канала ночного видения. Новшеством при
производстве танка явилось применение механической обработки под сварку
кромок и фасок деталей из спецстали для корпуса и башни, что значительно
повысило культуру корпусного производства, исключило необходимость
проведения трудоемких и вредных операций по зачистке кромок деталей
ручными или шлифовальными машинами, снизило трудоемкость термообработки
на операциях отпуска кромок после газовой резки, создало предпосылки к
роботизации сборки узлов под сварку. Другим нововведением югославских
специалистов в конструкцию танка М-84, явилось применение легко
сдвигающихся вперед, вместо съемных на серийном Т-72, ограждений
казенной части пушки со стороны командира танка и наводчика. Применение
сдвигающихся вперед ограждений пушки снижает время и улучшает условия
безопасности регулировочных работ в зоне казенной пушки. В целом же
бронирование танка М-84 идентично танку Т-72.В лобовой проекции корпуса и башни применено многослойное бронирование.
Проведенные в Советском Союзе испытания 105-мм американской пушки М68,
установленной на танках М48А5, М60, М1, немецкого танка "Леопард 1",
показали, что английский БПК L-28A1 пробивает 80 мм монолитной брони
средней твердости, установленной под углом 68 град. на дальности 2000
метров. БПК М392А2 американского производства данную преграду не
пробивает. Разнесенные и комбинированные преграды бронебойно-фугасным
снарядом L-35A2 не пробиваются. Все это говорит о том, что бронирование
танка М-84 способно противостоять основной танковой пушке стран НАТО,
имея при этом запас по защите. Большое внимание уделено маскировке
танка. В видимом диапазоне маскировка обеспечивается применением
матового покрытия, которое улучшает параметры его скрытности при
наблюдении в оптические приборы в условиях направленного освещения
(Солнце, Луна, пиротехническая подсветка). На танке применяются съемные
крышки на входных окнах призменных приборов наблюдения, что позволяет
уменьшить вероятность демаскировки танка излучением освещения боевого
отделения в ночных условиях, которое может обнаруживаться
электронно-оптическими прицелами противотанковых средств. Применяемая на
танке М-84 система дистанционной постановки дымовых завес в основном
аналогична по конструктивным признакам отечественной системе 902А "Туча"
и включает 12 пусковых установок под гранаты калибра 81 мм, размещенных
на скулах башни в секторах ±2, 5Е.11, 5 град. с шагом 2, 5 град. в
плоскости горизонтальной наводки. Угол возвышения (45 град.), габариты и масса ПУ такие же, как и у
системы 902А. В то же время система имеет ряд отличий: так в ней
используются дымовые гранаты югославского производства, сходные по
конструктивным данным с гранатами НАТО. Пусковая установка имеет иное
конструктивное исполнение электроконтактного устройства, узла фиксации
гранаты в стволе. Положительным решением является применение
герметизирующей крышки ствола ПУ с цепочкой, обеспечивающей ее
многоразовое использование. В отечественной системе к каждой гранате
прилагается крышка, сбрасываемая при выстреле. Основные узлы шасси,
агрегаты системы охлаждения и смазки двигателя, трансмиссия, привода
управления, ходовая часть, а также вооружение, механизм заряжания,
электрооборудование внешних отличий от отечественного танка Т-72 не
имеют. У нас в стране с сентября 1987 г. по декабрь 1988 г. один из
образцов танка М-84 был, подвергнут всесторонним испытаниям и
исследованиям с целью боевой и эксплуатационной эффективности и
надежности и определения возможности и целесообразности использования
отдельных его конструктивных решений в отечественном танкостроении. Танк
М-84, закупленный в Югославии, был изготовлен на заводе им. Джуро
Джаковича (г. Словенский Брод). Танк поступил во ВНИИТрансмаш 10 декабря
1986 г. Кроме танка, югославская сторона поставила дополнительную СУО и
командирский прибор DNKS-2. Основное внимание в этих испытаниях было
уделено СУО танка и ее влияние на эффективность стрельбы в дневных и
ночных условиях, а также сравнительная оценка по отношению к
отечественному танку Т-72.
У танка М-84 было выявлено преимущество в следующем: значения
начального смещения стабилизированной пушки, статическая и скоростная
погрешность приводов ВН и ГН, зона чувствительности приводов равны нулю;
отсутствует невозвратный люфт прицела по ГН вследствие его жесткой
установки; выверка прицела с пушкой, погрешности передачи углов от пушки
к прицелу, выработка углов прицеливания и поправок к ним для дневного и
ночного прицелов, имеющих единое зеркало, одинаково; продолжительность
подготовки СУО к работе после включения составляет 40 с (на танке Т-72 2
мин 10 с) за счет ускоренного разгона гироскопов и их автоматического
разарретирования и возможности совмещения некоторых операций;
продолжительность перевода комплекса танкового вооружения из боевого
положения в походное и обратно вследствие более удобного расположения
органов управления на танке М-84 составило 3 мин 10 с, в то время как на
танке Т-72, 4 мин 30 с; погрешность выработки поправок на угловую
скорость цели для всех баллистик не превышает 1 угл. мин. (на танке Т-72
не превышает 1,8 угл. мин). При проведении стационарных испытаний
выявился ряд особенностей работы СУО танка М-84: во всех режимах работы
СУО увод стабилизированной пушки может быть сведен к нулю с помощью
специальных регулировочных потенциометров; в режиме "электроника"
обеспечивается автономно управление линией визирования в пределах ±95
мрад, по ВН и ±60 мрад. по ГН; при отпускании ладонных выключателей на
пульте управления наводчика пушка и башня автоматически гидростопорятся. Вследствие этого, сползание и самоход башни на крене 15 град.
отсутствует. при проведении сравнительных полевых испытаний у танка М-84
выявлены преимущества по следующим параметрам: при измерении дальности
лазерным дальномером по заэкранированной цели на танке М-84 имеется
возможность получения правильного результата путем выбора наводчиком
одного из двух высвечиваемых на табло значений. На танке Т-72 в этом
случае все измерения будут ложными, т. е. до экрана; у танка М-84
дальномерной частью прицела принимаются и обрабатываются отраженные
световые импульсы от одной или двух целей; ночные каналы приборов танка
М-84 оказались более устойчивыми к действию световых помех (засветы). В
условиях испытаний время потери видимости после окончания действия помех
на М-84 не превышало 4 с, в то время как на танке Т-72 доходило до 10
с; на танке М-84 обеспечена возможность измерения дальности до цели, как
в дневных, так и в ночных условиях.
На танке Т-72 возможность пользования лазерным дальномером при
прицеливании через ночной прицел практически отсутствует; дальность
опознавания объектов через ночной прибор механика-водителя танка М-84
превышает дальность опознавания через аналогичный прибор танка Т-72 в
среднем в 2,5 раза, что позволило увеличить средние скорости движения в
ночных условиях; в прицеле наводчика DNNS-2 дневной, ночной и
дальномерный каналы съюстированы на заводе, поэтому измерение дальности
до цели, как в дневных условиях, так и ночных не превышает по времени 1
с; при проведении стрельб на эффективность в дневных с места и сходу из
обоих танков получены равноценные результаты. Следует отметить, что
дальность действительной стрельбы (55% попаданий) при стрельбе с ходу из
танка М-84: для БПК-2140 м, для КС-1910 м; при проведении стрельб на
эффективность в ночных условиях с места и с ходу частотность попаданий
из танка М-84 была в среднем в 1,5 раза выше, что объясняется
возможностью на танке М-84 измерять ночью дальность лазерным
дальномером.
Заметим также, что со времени проведения испытаний прошло более 10
лет, за которые танк М-84 неоднократно подвергался доработкам и
модернизациям. Помимо увеличения мощности двигателя до 1000 л. с. для
танка М-84А были разработаны две новых СУО FCS-84 и FCS Omega-84.
Имеющих в своей основе новый прицел наводчика SCS-84, у которого, в
частности, пассивный ночной канал прицеливания выполнен на ЭОП 3-го
поколения. В дневной канал прицеливания введена одна фиксированная
кратность увеличения, равная 10. В СУО Omega-84 дополнительно введен
детектор обнаружения лазерного излучения и новый баллистический
вычислитель DBR-84. Кроме выпуска танка М-84 для национальных
вооруженных сил, а их было изготовлено более 500 машин, он
экспортировался в единственную страну, решившую принять этот танк на
вооружение, им стал Кувейт. Заказавший в Югославии в 1989 г. 200 машин,
включая 15 командирских танков.
В заключение хотелось написать, что как бы не развивались в дальнейшем
события на Балканах и в случае сухопутной агрессии против Югославии,
вооруженным силам стран НАТО, их бронетанковым соединениям, придется ой
как не сладко. Ведь в основе бронетанковых частей югославской армии
находится улучшенная и обновленная версия лучшего танка 80-х, танка
Т-72. В условиях резкопересеченной местности Югославии, где значительно
меньшее количество танкодоступных направлений, чем, скажем, в пустынях
Кувейта, американские танки "Абрамс", вес которых достиг 60 т, будут
отличной мишенью для югославских танкистов. Ну а миф, раздутый всему
миру, о том, что "Абрамсы" практически неуязвимы, будет развеян точно
так же, как "легенда" о не сбиваемом и невидимом самолете F-117. В самом
деле, из мирового танкостроения известно, что на бронирование танков
уходит около 50% их общей массы. Тогда получается, что у танка М1 около
30 т уходит на защиту 21 кубического метра забронированного объема, а у
М-84, 20 т на 11,5 куб. м. Как ни крути, получается далеко не в пользу
супостатов. Не принижая достоинств иракских танкистов, воюющих на Т-72,
добавим ко всему, что югославы это далеко не арабы, тем более что они на
своей родной земле и сражаются за свой дом, за свою страну.
|