Легкий
танк МС-1 (малый сопровождения, первый образец) был принят на вооружение
Реввоенсоветом СССР 6 июля 1927 года. Он стал первым отечественным танком,
поставленном на крупносерийное производство на ленинградском заводе
"Большевик" в конце 1928 года.
Машина
сохранила компоновочную схему своего предшественника, танка КС. Его корпус и башня каркасные, бронирование
противопульное. Боевые листы устанавливались под сравнительно большими углами к
вертикальной плоскости и соединялись заклепками.
В
левом лобовом листе башни размещалась 37-мм танковая пушка с плечевым упором, а
в правом - спаренные 6,5-мм пулеметы Федорова. Боекомплект состоял из 104
унитарных артиллерийских выстрелов и 2016 патронов. Пушка монтировалась в
бронемаске. Она позволяла изменять угол наводки по горизонтали в пределах 35
градусов и по вертикали с углом возвышения +30 градусов и снижения -8 градусов.
Прицельное приспособление пушки состояло из диоптра и мушки, установленной в
бронемаске на выходе отверстия для прицеливания. Чтобы навести орудие в цель,
наводчик с помощью плечевого упора перемещал ее по горизонтали и вертикали.
Если же нужно было повернуть башню, то он делал это с помощью рычага левой
рукой предварительно упершись спиной в ее стенку. В качестве приборов налюдения
в боевой обстановке применялись смотровые щели. Для внешней связи
использовались сигнальные флажки. Единственным оптическим прибором являлся
перископ монокулярного типа, размещавшийся в откидном щитке люка механика-водителя.
При
модернизации танка был установлен 7,62-мм танковый пулемет В. Дегтярева (ДТ) с
круглым магазином на 6З патрона. Он представлял собой модификацию ручного
пулемета ДП. Основным отличием от прототипа являлось отсутствие кожуха на
стволе и введение выдвижного металлического приклада. С его помощью
обеспечивалось регулирование как его длины для удобства ведения огня, так и
сокращение общей длины пулемета при нахождении танка в походном движении.
Диоптрический прицел ДТ мог устанавливаться для ведения стрельбы на дальность
400, 600, 800 и 1000
метров.
В
шаровой опоре пулемет можно было наводить в горизонтальной плоскости в
диапазоне 64 градуса, а в вертикальной +30 градусов и -8 градусов. Круговой
обстрел из вооружения танка достигался за счет поворота всей башни.
МС-1
имел 4-цилиндровый карбюраторный однорядный танковый двигатель воздушного
охлаждения мощностью 35 л.с,
позволявший танку двигаться со скоростью до 16,4 км/ч. Он
располагался поперечно в корпусе, благодаря чему габариты машины существенно
уменьшались.
Механическая
трансмиссия размещалась в одном блоке с двигателем и состояла из многодискового
главного фрикциона (стальные диски которого работали в масле), 3-ступенчатой
коробки передач, конического дифференциала с ленточными тормозами (механизма
поворота) и одноступенчатых бортовых передач. Механизм поворота обеспечивал
выполнение этого маневра с минимальным радиусом, равным ширине колеи машины (1,46 м).
Гусеничный
движитель состоял из крупнозвенчатых гусеничных лент гребневого зацепления с
открытым шарниром, 14 сдвоенных опорных и 6 сдвоенных поддерживающих катков (по
7 и 3 на каждый борт), направляющих колес с винтовыми механизмами натяжения
гусениц и ведущих колес кормового расположения. Опорные и поддерживающие катки
имели наружную амортизацию в виде резиновых массивов. Передние два
поддерживающих катка подрессоривлись листовой полуэллиптической рессорой.
Подвеска
смешанная: независимая у опорных передних катков и балансирная у остальных. В
качестве упругих элементов применялись цилиндрические спиральные пружины,
закрытые кожухами. Для увеличения профильной проходимости при преодолении рвов,
траншей и эскарпов танк имел в кормовой части удлиннитель в виде съемного
кронштейна ("хвост").
Электрооборудование
было однопроводным с напряжением бортовой сети 12 В. В качестве источников
эликтрической энергии использовались генератор постоянного тока и 12-вольтовая
стартерная аккумуляторная батарея емкостью 100 Ач. Система зажиганя от магнето.
Пуск двигателя производился электрическим стартером или пусковой рукояткой.
В
1929 году МС-1 модернизировали. Вместо спаренных пулеметов Федорова установили
танковый пулемет Дегтярева, изменили конструкцию лобовой части корпуса. В 1930
году переделали башню (ввели нишу в ее кормовой части), форсировали двигатель
до 40 л.с,
усовершенствовали ходовую часть. Новые модификации получили обозначние МС-2 и
МС-3.
Танк
был маломощен, слабо вооружен и бронирован. Осенью 1929 года 10 таких машин
принимали участие в военном конфликте на КВЖД. В ходе операции 7 из них вышли
из строя по техническим причинам. В 1938 году во время боев у озера Хасан
несколько машин установили в качестве стационарных огневых точек также
поступили и на западной границе перед началом Великой Отечественной войны.
Танк
серийно выпускался до 1931 года. Всего было изготовлено 950 единиц.
|