Т-24 — советский средний танк. Создан в 1929—1930 годах как улучшенная версия опытного танка Т-12 и предназначался на роль «маневренного» танка в системе вооружений Красной армии. В ходе серийного производства в 1930—1931 годах
было выпущено 25 машин, однако полномасштабное производство Т-24
развёрнуто не было из-за экономических сложностей и неопределённости с
окончательным выбором маневренного танка. Выпущенные машины оставались
на вооружении до конца 1930-х годов и в боевых действиях никогда не участвовали.
История создания
Т-24 — одна из первых отечественных серийных боевых машин среднего
класса, спроектированных отечественными конструкторами и изготовленных
руками отечественных рабочих.
В
ноябре 1927 года по распоряжению наркома военно-морских дел
К. Е. Ворошилова
Главное конструкторское бюро Орудийно-арсенального треста (ГКБ ОАТ)
получило техническое задание на проектирование маневренного танка.
Проект машины разрабатывался под руководством начальника ГКБ
С. П. Шукалова (ведущие инженеры танка — В. И. Заславский и
Б. А. Андрыхевич) и учитывал опыт работы над лёгким танком Т-18 (МС-1).
Изготовление опытного образца машины, получившего обозначение Т-12 (А-12), «с железным корпусом» поручается Харьковскому паровозостроительному заводу № 183 им. Коминтерна (ХПЗ). Руководитель танковой конструкторской группы на ХПЗ — И. Н. Алексенко.
В
апреле 1930 года с опытным образцом танка Т-12 знакомится высший
командный состав РККА — В. К. Блюхер, К. Е. Ворошилов, И. П. Уборевич,
И. Э. Якир и др. Танк признан не соответствующим требованиям,
предъявляемым новым танкам.
В мае 1930 года в московском ГКБ ОАТ при участии конструкторов ХПЗ
разрабатывается проект танка Т-24, представляющий собой модернизацию
Т-12. В частности, уменьшена толщина броневых листов, увеличен запас
хода по топливу, изменена конструкция башни. На Т-24 произведена полная
перепланировка броневого корпуса: из кормового отделения в боковые ниши
перенесены топливные баки, в носовой части предусмотрена возможность
установки радиостанции.
В протоколе РВС СССР № 17 от 13 августа 1930 года подведены итоги испытаний Т-12 и Т-24:
Признать возможным постановку Т-24 на производство при устранении всех
дефектов, обнаруженных при испытаниях. Принять к сведению заявление
т. Толоконецева, что в 1931 году Машобъединением ВСНХ
будет изготовлено 300 Т-24… Обратить особое внимание президиума ВСНХ,
что строительство танкового и моторного цехов на ХПЗ идёт крайне слабо
из-за отсутствия строительных материалов.
Серийный выпуск
В 1930 году коллектив ХПЗ изготовил 8 танков, а в первой половине 1931 года — ещё 17. Всего на вооружение Красной армии поступило лишь 25 таких танков.
Экономические условия не позволяли наладить массовый выпуск этих
танков. Молодому конструкторскому коллективу ХПЗ в короткие сроки не
удаётся существенно повысить маневренность и улучшить надёжность работы
узлов и агрегатов танка Т-24.
1 июня 1931 года
года председатель НТК УММ РККА И. А. Лебедев направляет директору ХПЗ
Л. С. Владимирову утверждённое начальником УММ РККА И. А. Халепским
задание на проектирование колёсно-гусеничного лёгкого танка БТ
(«Кристи»). Это указание означало свёртывание всех работ по Т-24, что
встретило резкую негативную реакцию в коллективе. Возглавляющий КБ И. Н. Алексенко
подаёт заявление об уходе, считая, что КБ должно продолжать
усовершенствовать узлы Т-24 и выпускать свои средние гусеничные танки, а
не «навязанные» иностранные — лёгкие, колёсно-гусеничные. С его уходом в
КБ закончилась эпоха Т-12/Т-24 и началось развитие серии лёгких
колёсно-гусеничных танков БТ, что в итоге привело к созданию лучшего
среднего танка Второй мировой войны — Т-34.
Описание конструкции
Танк Т-24 имел классическую компоновку. В конструкции гусеничного
движителя и трансмиссии применены технические решения, найденные при
создании трактора «Коммунар».
Вооружение располагалось в 3 яруса, а верхняя малая башенка была вращающейся, что повышало эффективность пулемётного огня.
|