Тяжелый танк ИС-1 был разработан в конструкторском бюро Челябинского
Кировского завода во второй половине 1942 года под руководством Ж. Я.
Котина. За основу был взят КВ-13, на базе которого изготовили два
опытных варианта новой тяжелой машины ИС-1 и ИС-2.
Их различие заключалось в вооружении: на ИС-1 стояла 76-мм пушка,
на ИС-2 - 122-мм пушка-гаубица. Первые опытные образцы танков ИС имели
пятикатковую ходовую часть, выполненную по типу ходовой части танка
КВ-13, от которого также были заимствованы очертания корпуса и общая
компоновка машины.
Первый вариант тяжелого танка ИС-1 с 85-мм пушкой Д-5Т (ИС-85 или
"Объект 237") был разработан летом 1943 года на Челябинском Кировском
заводе под руководством ведущего конструктора Н.Ф. Шашмурина. В связи с
увеличением массы танка и для обеспечения дальнейшего повышения мощности
вооружения пришлось усилить ходовую часть, добавив пару опорных катков,
и установить более совершенный двигатель.
7 августа постановлением ГКО танк ИС-1 (или ИС-85) был принят на
вооружение, и его серийное производство началось в конце октября.
При массе в 44 т, незначительно превосходившей массу танка КВ-1С,
новая боевая машина имела более толстую броню. Башня, лобовая деталь,
подбашенная часть корпуса и блок кормы выполнялись литыми. Установка
малогабаритных планетарных механизмов поворота позволила уменьшить
ширину корпуса ИС-1 на 18 см по сравнению с КВ-1С.
В начале 1944 года производство танка ИС-1 было прекращено.
Тяжелый танк ИС-1 имел классическую компоновку. Отделение
управления располагалось в носовой части корпуса. В нем размещались
сиденье механика-водителя, два топливных бака, приводы управления
танком, контрольные приборы, два баллона со сжатым воздухом, центральный
топливный кран, ручной топливный насос, кнопка электроспуска курсового
пулемета и часть ЗИП. За сиденьем механика-водителя в днище имелся
аварийный люк.
Боевое отделение располагалось за отделением управления и занимало
среднюю часть корпуса танка. Здесь находились сиденья заряжающего,
наводчика, командира танка, а также курсовой пулемет, основная часть
боекомплекта, аккумуляторные батареи, обогреватели, ВКУ и часть ЗИП. По
днищу боевого отделения проходили тяги приводов управления танком.
Над боевым отделением на двухрядной шариковой опоре устанавливалась
башня, в которой размещались пушка и два пулемета, прицелы и приборы
наблюдения, часть боекомплекта, радиостанция, механизмы поворота башни,
вентилятор боевого отделения и часть ЗИП.
Моторное отделение шло за боевым через перегородку. В середине его
на кронштейнах устанавливался двигатель. По обе стороны от него, по
бортам, находились: справа - топливный, слева - масляный баки; над ними -
масляные радиаторы, а в передней части моторного отделения, по бортам, -
воздухоочистители "мультициклон". Трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части танка. В
нем размещались главный фрикцион, центробежный вентилятор, коробка
передач, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. В
перегородке между моторным и трансмиссионным отделениями, над
вентилятором, устанавливались водяные радиаторы.
Корпус танка представлял собой жесткую броневую сварную коробку из
литой и катаной брони. Литые детали корпуса - носовая часть и
подбашенная коробка. Днище, борта, корма и крыша корпуса - катаные.
В верхнем лобовом листе был смонтирован смотровой люк-пробка
механика-водителя. В передней части крыши корпуса имелись два
перископических смотровых прибора, предназначавшихся для наблюдения за
местностью при закрытом люке-пробке. Доступ в отделение управления был
возможен только через люки башни. В подбашенную коробку вваривался подбашенный пояс, к которому
крепился нижний погон башни. Углубленное расположение этого пояса
исключало возможность ее заклинивания. К нижним вертикальным бортовым листам корпуса снаружи с обеих
сторон приваривались шесть кронштейнов торсионных валов, шесть упоров
для ограничения хода опорных катков, по три бонки для крепления
поддерживающих катков и по две бонки для грязеочистителей, цапфа и
стопор для монтажа натяжного механизма. В задней части корпуса крепился
картер бортовой передачи.
Корма корпуса состояла из трех наклонных листов - верхнего,
среднего и нижнего. При этом средний лист был выполнен откидным на
петлях, верхний - съемным, а нижний приваривался к бортам и днищу
корпуса.
В мае 1944 года носовая часть корпуса была изменена, при этом
люк-пробку механика-водителя заменили смотровой щелью со стеклоблоком.
Башня - литая, обтекаемой формы. В ее лобовой части имелась
амбразура, закрываемая подвижной бронировкой с тремя отверстиями для
пушки, спаренного с ней пулемета и телескопического прицела. В задней
части башни с левой стороны находился прилив, где крепилась шаровая
установка кормового пулемета. По бортам башни имелись лючки для стрельбы
из личного оружия, закрываемые броневыми заглушками. В крышу была вварена командирская башенка с входным люком и шестью
смотровыми щелями. Справа от командирской башенки имелся люк для посадки
и высадки экипажа. Башня приводилась во вращение электрическим поворотным механизмом
или вручную. При работе электропривода максимальная скорость поворота
башни достигала 2,4 об/мин. На ИС-1 устанавливалась 85-мм пушка Д-5Т (или Д-5-Т85) с длиной
ствола 48,8 калибра (по другим данным - 52 калибра). Масса пушки - 1530
кг. Предельная длина отката - 320 мм. Вертикальная наводка - в пределах
от -5 до +25 град. Пушка имела клиновой затвор и полуавтоматику
копирного типа. Противооткатные устройства пушки состояли из
гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника и
располагались над стволом: с правой стороны - накатник, с левой - тормоз
отката.
Выстрел из пушки производился электроспуском, кнопка которого находилась на рукоятке маховика подъемного механизма.
В танке устанавливались три 7,62-мм пулемета ДТ, из них два в башне
и один курсовой - в корпусе. Один из пулеметов, размещенных в башне,
был спарен с пушкой, другой - смонтирован в шаровой установке в кормовом
листе. Курсовой пулемет жестко закреплялся параллельно оси танка в
вваренном в корпус патрубке.
Для ведения стрельбы прямой наводкой из пушки Д-5Т и спаренного с
ней пулемета применялись телескопический прицел ЮТ-15 и перископический
прицел ПТ4-15. Для стрельбы по закрытым целям пушка оборудовалась
боковым уровнем.
На кормовом пулемете предусматривалась установка снайперского оптического прицела типа ПУ.
Боекомплект ИС-1 состоял из 59 выстрелов (унитарные патроны
53-УО-365 с осколочной гранатой и 53-УБР-365 с бронебойно-трассирующим
снарядом) и 2520 патронов к пулеметам.
Выстрелы укладывались в башне, в корпусе сзади передних топливных
баков, в подбашенной коробке и в ящиках на днище боевого отделения.
На танке устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный
бескомпрессорный дизель В-2ИС (В-2-10) мощностью 520 л.с. при 2000
об/мин. Диаметр цилиндра 150 мм. Ход поршней левой группы 180 мм, правой
- 186,7 мм. Цилиндры располагались V-образно под углом 60 град. Степень
сжатия 14 - 15. Масса двигателя 1000 кг.
Топливо-дизельное, марки ДТ или газойль марки "Э" по ОСТ 8842.
Общая емкость трех топливных баков 520 л. Еще 300 л перевозилось в трех
наружных баках, не подключенных к системе питания. Подача топлива
принудительная, с помощью двенадцатиплунжерного топливного насоса НК-1. Система смазки - циркуляционная, под давлением. Циркуляция масла
осуществлялась шестеренчатым трехсекционным масляным насосом (одна
секция нагнетающая, две откачивающие). В бак системы смазки был встроен
циркуляционный бачок, обеспечивавший быстрый прогрев масла и возможность
пользоваться методом разжижения масла бензином.
Система охлаждения-жидкостная, закрытая, с принудительной
циркуляцией. Радиаторов-два, пластинчато-трубчатых, подковообразной
формы, установленных над центробежным вентилятором. Для подогрева
охлаждающей жидкости к системе подключались два бачка калорифера
устройства термосифонного обогрева. Они подогревались керогазами. Для
очистки воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, на танке
устанавливались два воздухоочистителя марки ВТ-5 типа "мультициклон". В
головки воздухоочистителей были встроены форсунки и запальные свечи для
подогрева всасываемого воздуха зимой.
Пуск двигателя осуществлялся инерционным стартером, имевшим ручной и
электрический привод, или с помощью баллонов со сжатым воздухом.
Трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого
трения (сталь по ферродо), коробки передач, планетарных механизмов
поворота и бортовых передач.
Коробка передач - четырехходовая, восьмискоростная, с
демультипликатором. Механизмы поворота - двухступенчатые, планетарные, с
блокировочными фрикционами, расположены на концах главного вала коробки
передач. Бортовые передачи - двухступенчатые, с планетарным рядом.
Соединение механизмов поворота с бортовыми передачами осуществлялось при
помощи зубчатой муфты полужесткого соединения.
Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из шести
сдвоенных литых опорных катков диаметром 550 мм. Подвеска -
индивидуальная торсионная. Ведущие колеса заднего расположения имели два
съемных зубчатых венца по 14 зубьев каждый. Зацепление цевочное.
Направляющие колеса - литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц.
Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 86 одногребневых траков каждая.
Траки штампованные, шириной 650 мм, шаг трака 162 мм.
Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме.
Напряжение 24 и 12 В. Источники: генератор ГТ-4563А мощностью 1 кВт, две
аккумуляторные батареи 6-СТЭ-128 емкостью 128 А.ч каждая. Потребители:
электромотор инерционного стартера СА-189 мощностью 0,88 кВт,
электромотор поворота башни, радиостанция и ТПУ, электромотор
вентилятора, контрольные приборы, лампы освещения шкал и перекрестий
прицелов, приборы звуковой сигнализации, аппаратура внутреннего и
внешнего освещения, электроспуски пушки и пулеметов.
Все танки ИС оснащались приемопередающей симплексной
телефонно-телеграфной радиостанцией ЮР или 10РК и внутренним
переговорным устройством ТПУ-4-бисФ на четыре абонента.
|