КВ-2 — советский тяжёлый штурмовой танк начального периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура КВКлим Ворошилов» — официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1940—1943 гг. в честь героя Гражданской войны в России, военного и политического деятеля Ворошилова Климента Ефремовича. Индекс 2 означает вторую модель в семействе танков КВ. означает «
Эта боевая машина была разработана конструкторским бюро Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) в январе 1940 года в связи с острой необходимостью Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) в хорошо защищённом танке с мощным вооружением для борьбы с фортификациями линии Маннергейма во время советско-финской войны 1939—1940 гг. Месяц спустя КВ-2 был официально принят на вооружение РККА и серийно выпускался на ЛКЗ до октября 1941 года
включительно. Причиной снятия с производства послужили сразу несколько
факторов: материалоёмкость и низкая надёжность танка, временное
отсутствие надобности РККА в такого рода машинах, эвакуация ЛКЗ и общее прекращение выпуска танков в Ленинграде после замыкания блокадного кольца. Всего ЛКЗ построил 334 танка КВ-2, которые активно применялись в боевых действиях 1941 года и тогда же были практически все потеряны. До настоящего времени сохранился только один КВ-2, экспонирующийся в Центральном музее Вооружённых Сил в Москве. Серийный КВ-2 отличался от КВ-1
только вооружением и башней бо́льших размеров, которая устанавливалась
на всё тот же погон диаметром 1535 мм. Опытные и предсерийные «КВ с
большой башней» (иногда называемые КВ-2 обр. 1939 г.) имели другую
конструкцию башни по сравнению с поздними серийными КВ-2, а также
различались в ряде других деталей (например, первые экземпляры «КВ с
большой башней» не имели курсового пулемёта).
Повышенная масса КВ-2 приводила к перегрузке недостаточно мощного
двигателя и частым выходам из строя по той же причине ненадёжных самих
по себе узлов и агрегатов трансмиссии. Танк был выполнен по классической
компоновке: его бронекорпус от носа к корме последовательно делился на
отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное
отделение. Механик-водитель и стрелок-радист
размещались в отделении управления, четыре других члена экипажа имели
рабочие места в боевом отделении, которое объединяло среднюю часть
бронекорпуса и башню. Там же располагались орудие, боезапас к нему и
часть топливных баков. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме
машины. Броневой корпус и башня
Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 40, 30 и 20 мм. Броневая защитапулемёта ДТ.
Башня устанавливалась на погон диаметром 1535 мм в броневой крыше
боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при
сильном крене или опрокидывании танка. Угломерный круг башни размечался в
тысячных для стрельбы с закрытых позиций.
равнопрочная (бронеплиты с толщиной, отличной от 75 мм, использовались
только для горизонтального бронирования машины), противоснарядная.
Броневые плиты лобовой части машины устанавливались под рациональными
углами наклона. Башня серийных КВ-2 выпускалась в двух вариантах:
первоначальная установка МТ-1 и более поздняя «пониженная» башня меньшей
массы. Внешне эти два типа башен легко различимы по их лобовой
оконечности: установка МТ-1 имеет наклонные скуловые бронеплиты, а
«пониженный» вариант — вертикальные. Оба варианта башен сваривались из
катаных бронеплит, их толщина брони равнялась 75 мм. «Пониженная»
модификация башни рядом со своей кормовой дверцей имела шаровую
установку
Механик-водитель располагался по центру в передней части бронекорпуса
танка, слева от него находилось рабочее место стрелка-радиста. Четыре
члена экипажа располагались в башне: слева от орудия были места наводчика и заряжающего, а справа — командира танка
и помощника заряжающего. Посадка и выход экипажа производились через
кормовую дверцу башни и два круглых люка: один в башне на месте
командира и один в корпусе на месте стрелка-радиста. Корпус также имел
днищевой люк для аварийного покидания экипажем танка и ряд люков, лючков
и технологических отверстий для погрузки боекомплекта, доступа к
горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.
Вооружение
На танке КВ-2 устанавливалась 152-мм танковая гаубица обр. 1938/40 гг.(М-10Т) танковый вариант полевой гаубицы образца 1938 года (М-10). Гаубица М-10Т монтировалась на цапфах в башне и была полностью уравновешена, однако башня с орудием М-10Т уравновешенной не являлась: её центр масс
не располагался на геометрической оси вращения. Как результат, штатный
электромотор привода поворота башни даже при небольшом крене машины не
справлялся со своей задачей. Гаубица М-10Т имела вертикальные углы
наводки от −3 до +18°, при фиксированном положении башни она могла
наводиться в небольшом секторе горизонтальной наводки (т. н. «ювелирная»
наводка). Выстрел производился посредством ручного механического
спуска.
Боекомплект орудия составлял 36 выстрелов раздельного заряжания. Выстрелы (снаряды и метательные заряды в гильзах) укладывались в башне и вдоль обоих бортов боевого отделения. По сравнению с широким ассортиментом боеприпасов 152-мм гаубицы М-10 штатный боекомплект КВ-2 был ограничен только одним видом боеприпасов:
осколочно-фугасная стальная гаубичная граната ОФ-530 массой 40 кг (масса взрывчатого вещества — тротиламмотол —
от 5,47 до 6,86 кг) и специальным зарядом, получаемым из штатного
заряда Ж-536 буксируемой гаубицы М-10 удалением нескольких равновесных
пучков пороха. или
Однако на практике в обстановке хаоса лета 1941 года из-за отчаянного
положения с обеспеченностью КВ-2 положенными по штату боеприпасами
применялись любые виды 152-мм гаубичных снарядов, которые только
удавалось найти (в некоторых военных округах комплектность была на
уровне 10 %, в других штатных боеприпасов для КВ-2 не было вовсе). То
есть могли использоваться как бетонобойные снаряды Г-530, так и
осколочные гаубичные гранаты сталистого чугуна О-530А, зажигательные
снаряды, старые фугасные гранаты, шрапнель.
Стрельба на полном заряде категорически запрещалась, так как из-за
больших отдачи и отката могло заклинить башню, от сотрясения могли
пострадать узлы и агрегаты моторно-трансмиссионной группы. По последней
причине стрельба дозволялась только с места. Бронепробиваемость снарядов
танковой гаубицы М-10Т в доступных источниках не приводится, однако на
практике ей было по силам пробить броню любого бронеобъекта вермахта в 1941 и начале 1942 года. Бронепробиваемость снаряда составляла 72 мм стали с расстояния 1500 метров.
На серийном танке КВ-2 устанавливались три 7,62-мм пулемёта ДТ: спаренный с орудием, а также курсовой и кормовой в шаровых установках. Боекомплект ко всем ДТ составлял 3087 патронов.
Эти пулемёты монтировались таким образом, что при необходимости их
можно было снять с монтировок и использовать вне танка. Также для
самообороны экипаж имел несколько ручных гранат Ф-1 и иногда снабжался пистолетом для стрельбы сигнальными ракетами.
Двигатель
КВ-2 оснащался четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2К мощностью 500 л. с. (382 кВт) при 1800 об/мин, впоследствии мощность двигателя довели до 600 л. с. (441 кВт). Пуск двигателя обеспечивался стартером СТ-700 мощностью 15 л. с. (11 кВт) или сжатым воздухом
из двух резервуаров ёмкостью 5 л в боевом отделении машины. КВ-2 имел
плотную компоновку, при которой основные топливные баки объёмом 600—615 л
располагались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении.
|